закрыть
Отсканируйте QR-код
Подписаться на WhatsApp
Сканируйте код для перехода в WhatsApp с телефона
Подписаться на Telegram
Сканируйте код для перехода в Telegram с телефона

Рассылка выгодных туров

8 (863) 32-20-320

Рассылка выгодных туров

29.08.2023
Стоимость еды и напитков в аэропортах, особенно в чистой зоне, может быть в несколько раз выше цены аналогичных продуктов «в городе». И это регулярно вызывает негодование у пассажиров и жалобы на аэропорты. Рассказываем, почему все так и виноват ли аэропорт.

Пользователи популярных тревел-каналов в социальных медиа продолжают задаваться вопросом, почему в российских аэропортах настолько высокие цены на еду и напитки.

Действительно, стоимость простейшего обеда в сетевом ресторане самообслуживания в столичном аэропорту может быть и в полтора раза выше, чем в аналогичном в центре города. А бутылка воды в «первом попавшемся» кафе может быть дороже аналогичной, купленной в городском супермаркете, и в пять раз.

Как правило пассажиры склонны обвинять аэропорт «в непомерной жадности». Мы не можем дать 100% гарантии, что такой мотив полностью исключен. Однако логика и здравый смысл подсказывают, что есть и более «прозаические» причины.

ПАССАЖИРЫ ПЛАТЯТ ЗА СОБСБВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ И КОМФОРТ

Во-первых, следует понять, что аэропорт как бизнес-единица может влиять на стоимость еды и напитков у партнеров, открывающих свои магазины и рестораны в терминале, только косвенно. Аэропорт не регулирует розничные цены контрагентов – он просто предоставляет в аренду свои площади.

Во-вторых, эта аренда предсказуемо довольно дорогая сама по себе. Аэропорт является стабильным поставщиком клиентов для бизнеса, проходимость там довольно высокая, а выбора у клиента минимум: из «чистой» зоны не выйдешь за водичкой в ближайший супермаркет. Конечно, это сказывается на цене. А как иначе?

В-третьих, играет свою роль и так любимая пассажирами безопасность, которой принято требовать все больше и больше. Бизнес в аэропорту платит не только за усложненную логистику при подвозе еды и напитков в кафе и рестораны аэропорта, но также за досмотры продуктов, столовых приборов, любого оборудования и самих сотрудников. Зоны для хранения в замкнутом периметре аэропорта также минимальны по площади.

ДОРОГОВИЗНА ТОВАРОВ И УСЛУГ В АЭРОПОРТАХ – ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНАЯ

Ни один из опрошенных «Вестником АТОР» аэропортов не стал отрицать, что стоимость товаров и услуг в терминале выше, чем в городе.

За одним милым нюансом: представители региональных авиахабов уверены, что у них цены взвешенные, а в столице – удивляют даже профессионалов.

Аэропорты московского авиаузла, в свою очередь, говорят, что цены во всех трех аэропортах столицы «примерно одинаковые» и «различий нет». 

АЭРОПОРТОВЫЙ БИЗНЕС ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОСТРАДАЛ ОТ КРИЗИСОВ

Помимо экономических факторов, которые примерно одинаково влияют на весь бизнес мира (выше себестоимость – выше цены) на цены в аэропортах оказывают воздействие с «уникальные», российские, особенности. У высоких (и растущих) цен в аэропортах России есть причины, которые не сводятся к «жадности бизнесменов».

Во-первых, авиационный бизнес РФ очень сильно пострадал во время ковида (маски, дезинфекция, вакцинация, ограничения, «нерабочие дни», штрафы и пр. вылились в непредставимо гигансткие расходы, объемы которых только предстоит подсчитать будущим исследователям).

Во-вторых, когда т.н. «ковид» закончился, российские авиакомпании и аэропорты получили настоящий «удар под дых» в феврале 2022 года, когда Россия столкнулась с западными санкциями, были закрыты множество популярных направлений, а внутри страны – несколько крупных авиаузлов.

Расходы перевозчиков и операторов аэропортового бизнеса, который еще не успел восполнить свои «ковидные» потери, опять резко выросли.

Да, определенную помощь оказало государство: дотации авиакомпаниям позволили сохранить приемлемый пассажиропоток, который привез какие-то деньги и в аэропорты.

Но столица, например, потеряла до трети «транзитников», а значит арендаторы площадей во Внуково, Домодедово и Шереметьево (которые с определенного момента сталкиваются еще и с регулярным закрытием воздушного пространства), потеряли огромную (без преувеличения) долю трафика и массу клиентов.

РОСТ ЦЕН МОЖЕТ ЗАМЕДЛИТЬСЯ ПРИ СТАБИЛИЗАЦИИ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ

Есть и другая сторона ценового вопроса. Если подходить к нему очень схематично и упрощенно, то чем дороже еда в терминале, тем медленнее растет стоимость авиабилетов. Любой аэропорт получает прибыль и от авиационной, и от неавиационной деятельности. Сдача помещений терминала в аренду относится ко второй категории.

То есть чем больше денег аэропорт соберет с пассажира в терминале, тем меньше он поднимет стоимость своих услуг для авиакомпаний, которые, в свою очередь, не переложат растущие расходы на пассажира (напомним, в России много и частных авиаперевозчиков, они хоть и оперируют самолетами, но не могут брать деньги «из воздуха»).

То, что еда и напитки в аэропортах дороги, не отрицают даже сами специалисты аэропортового бизнеса. И это международная «проблема». Но, надежды на то, что от жалоб пассажиров в российских аэропортах что-то подешевеет – нет.

Рост цен на товары и услуги в аэропортах мог бы замедлиться в том случае, если бы игроки рынка увидели, наконец, свет стабильности в конце тоннеля кризиса, растянувшегося уже на 3,5 года. Но это – геополитика, она зависит не от аэропортов и не от торговых предприятий в них.

Источник https://www.atorus.ru/node/53838

Вернуться к списку новостей